понедельник, 4 декабря 2017 г.

Праздник казачки

4 декабря исстари на Дону отмечали День казачки. 
Исследователи казачества отмечают особый склад характера женщин-казачек. Их свободолюбие, бесстрашие и трудолюбие. Образ вольной красавицы-казачки прославлен во многих художественных произведениях. Это и «Казаки» Льва Толстого, и «Тихий Дон» Михаила Шолохова, и «Казачка» Николая Сухова…
Сегодня мы хотим познакомить вас со стихами поэта казачьего зарубежья Николая Туроверова, посвящёнными казачкам.

***
Широка, просторна и легка
У казачки вольная походка –
Так плывут над степью облака,
Так плывёт и парусная лодка.
Лебединой грудью наклонясь,
Так любовь внезапная приходит,
Так и ветер в буераках бродит,
Ничего на свете не боясь.


***
На солнце, в мартовских садах,
Еще сырых и обнаженных,
Сидят на постланных коврах
Принарядившиеся жёны.
Ах, как недолог бабий век,
Девичий век того короче, -
Парчовый бабкин кубелёк
На внучке нов ещё и прочен.
Последний лёд в реке идёт,
И солнце греет плечи жарко;
Старшинским жёнам мёд несёт
Ясырка – пленная татарка.
Весь город ждёт, и жёны ждут,
Когда с раската грянет пушка,
Но в ожиданьи там и тут
Гуляет пенистая кружка.
А старики все у реки
Глядят толпой на половодье –
Из-под Азова казаки
С добычей приплывут сегодня.
Моя река, мой край родной,
Моих прабабок эта сказка,
И этот ветер голубой
Средневекового Черасска.

***
Ворожила ты мне, колдовала.
Прижимала ладонью висок.
И увидел я воды Каяла,
Кагарлицкий горячий песок.
Неутешная плакала чайка,
Одиноко кружась над водой, -
Ах, не чайка – в слезах молодайка, -
Не вернулся казак молодой.
Не казачка – сама Ярославна
Это плачет по князю в тоске, -
Всё равно, что давно, что недавно,
Никого нет на этом песке.

Ю. Т.
Что за глупая затея
Доверяться ворожбе,
Что расскажет ворожея
Обо мне и о тебе?
Что она ещё предскажет,
Если вдруг – как мы вдвоём –
Дама пик случайно ляжет
Рядом с этим королём;
Иль во тьме кофейной гущи
Распознаешь ты меня
В день последний, в день грядущий,
В пекле адского огня.
Плакать рано, но поплачь-ка
Ты над этой ворожбой,
Моя милая казачка,
Черноокий ангел мой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий