пятница, 28 июля 2017 г.

Моря главный живописец. Иван Константинович Айвазовский



17 июля исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского.
Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова отметила эту юбилейную дату художественно-иллюстративной выставкой «Моря главный живописец».

Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Живописцы, мастера пейзажей вдохновлялись прекрасными его видами и переносили свои эмоции на холсты.
Иван Константинович Айвазовский - один из величайших художников-маринистов, певец моря. Никто не изображал море так поэтично и вдохновенно, как Айвазовский. В своих многочисленных картинах он показал нам море в его беспредельной дали, в колдовстве лунных ночей, в грозном неистовстве бурь, в светозарных восходах и заходах.
Иван Константинович родился и вырос в Крыму, и с детства любил смотреть на море, считая его своей родной стихией.
Живопись была не единственным его талантом. В детстве он самостоятельно выучился играть на скрипке. Во время домашних приёмов в кругу близких друзей он часто радовал своей игрой гостей. Говорят, что как-то на один из таких семейных концертов попал и русский композитор Михаил Глинка. Ему так понравились татарские мотивы, которые наигрывал Айвазовский, что позже он включил в свою оперу «Руслан и Людмила» небольшой отрывок, сыгранный художником.

Многие почитатели творчества этого выдающегося художника знают, что он был выпускником Академии художеств. Мало кто знает, что однажды он чуть не покинул это заведение по высочайшему распоряжению Николая I. Один из преподавателей Академии запретил Айвазовскому работать самостоятельно. Иван Константинович нарушил запрет, написал несколько картин и продал их, за что чуть не поплатился, потому что рассерженный преподаватель написал на него жалобу на высочайшее лицо – самому монарху. К счастью для Айвазовского Николай I признал в нём истинный талант и оставил в Академии.
Считается, что Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии. Возможно, это действительно так. Поэт и художник были современниками и знали друг друга, хотя знакомство их было недолгим из-за смерти Пушкина. В сентябре 1836 г. на осенней выставке Академии художеств Айвазовского познакомили с поэтом. А.С. Пушкин очень хорошо отозвался о его работах и пожелал начинающему художнику творческих удач.
Айвазовский не любил светских мероприятий, отдавая предпочтение тихим семейным вечерам. Но если он устраивал приёмы, то старался удивить своих гостей чем-то особенным. Вместе с поваром художник выбирал меню для банкета и, говорят, даже придумывал блюдам оригинальные названия. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Особую слабость маэстро питал именно к шампанскому, этот напиток подавался каждый раз по-особенному. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и рисовал на их месте новые. Несложно догадаться, что чаще всего на них изображалась бурлящая морская стихия.
Айвазовский создавал свои картины с фантастической скоростью. Обыкновенно на работу над одним произведением у него уходило лишь несколько часов, самое большее – пара дней. Любопытно, что он никогда не возвращался к законченным картинам, не пытался усовершенствовать или переделать их. За свою жизнь Айвазовский написал 6 000 картин и устроил 120 персональных выставок! Какие загадочные силы помогали ему это делать?
Айвазовского мы знаем в основном как мариниста. Однако у него немало картин на тему войны, сражений и баталий. Чрезвычайно полюбился художнику Крым с его уникальной природой, он так часто рисовал пейзажи Крыма (причем нередко продавая их впоследствии за границу), что это породило слухи о сотрудничестве знаменитого мариниста со шпионской спецслужбой Англии. Предполагали, что большое количество изображений полуострова могло создать точное представление о местности и удобных местах для наступления. Но это, конечно, были всего лишь беспочвенные домыслы.
Иван Константинович много и охотно помогал молодым художникам. Став в юные годы успешным и весьма состоятельным, он занимался благотворительностью, содействовал созданию водопровода в Феодосии, частично финансировал создававшийся Археологический музей Феодосии. Строительство железнодорожной ветки «Феодосия – Джанкой» - его инициатива.
Говорят, Айвазовский принёс хаос в Европу. Эту фразу современники художника говорили в шутку. Дело в том, что однажды Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера. Он так проникся творением, что пожелал купить произведение, но художник преподнёс понтифику свою работу в подарок. Этот щедрый жест оценили в Европе, и тогда имя Айвазовского впервые погремело на весь мир. Гоголь шутил по этому поводу: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Сейчас полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.
Перед самой смертью Иван Константинович написал прошение императору Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери - Александра Лантри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Государь пошёл ему навстречу, однако сам Айвазовский этого ответа уже не дождался. Михаил Айвазовский - единственный внук мариниста, пошёл по стопам дедушки и стал художником.
Умер Айвазовский на 83-м году жизни в Феодосии, оставив своему любимому городу свою картинную галерею: в ней выставлено более 400 картин художника. Айвазовский говорил: «Для меня жить – значит работать». Написав первую картину в 18 лет, он не оставлял кисти на протяжении десятилетий. И даже в день смерти он работал – писал картину «Взрыв корабля», посвящённую одному из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. В центральной части полотна Айвазовский изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Довести замысел до конца он так и не успел. Глубокой ночью во сне внезапная смерть оборвала жизнь живописца морей. Незаконченная картина так и осталась на мольберте.


Комментариев нет:

Отправить комментарий