вторник, 21 февраля 2017 г.

Хроника последних дней жизни М. А. Шолохова


21 февраля 1984 года перестало биться сердце Михаила Александровича Шолохова. 

Последние месяцы его жизни тщательно запротоколированы биографами.

1984, 9, 11, 18 января
В эти дни член Правления СП СССР Ю. Н. Верченко, директор издательства «Художественная литература» В. О. Осипов посетили М. А. Шолохова в клинике на Мичуринском проспекте, и во время делового разговора писатель дал согласие печатать восьмитомное Собрание сочинений в этом издательстве. После подписания договора беседовали о 60-летии свадьбы Шолоховых.
М. А. было уже очень трудно говорить, мучили приступы кашля.
Ю. Н. Верченко и В. О. Осипов передали М. А. Шолохову подарок художника Ю. П. Реброва — портрет писателя. М. А. Шолохов благодарит художника запиской: «Получил свой портрет — Ваш подарок, работу, которую Вы создали. Большое спасибо, дорогой Юрий Петрович! Хорошо помню, как Вы работали над «Тихим Доном». Михаил Шолохов. 18 января 1984 г.».
(Ю. П. Ребров начал иллюстрировать «Тихий Дон» в 1963 году.)
(Осипов В. О. Мир Шолохова // «Трибуна». 2003, 22 мая; Осипов В. О. Указ. соч. С. 389, 390.)

1984, 20 января
В «Правде» было напечатано предисловие М. А. Шолохова к библиотеке «Родные нивы» — «Читателям библиотеки ”Родные нивы”».
Издание книг библиотеки «Родные нивы» выходило в 6 т. в издательстве «Художественная литература».

1984, 21 января
Возвращение из Москвы в Вешенскую самолетом. В последней поездке из столицы в Вешенскую М. А. и М. П. Шолоховых сопровождали Н. А. Булавин, секретарь Вешенского РК КПСС, помощник писателя М. В. Коньшин и секретарь Миллеровского ГК партии В. Т. Логачев.
В самолете, в салон которого ему помогли пройти и разместиться в кресле за небольшим столиком, он обратился к В. Т. Логачеву: «Ну каковы, Владлен, результаты твоих хлопот в Москве? Был ли у нашего земляка Ефимова, как он поживает?»
Владлен Тихонович рассказал М. А. о визите к Александру Николаевичу и Анне Кирилловне Ефимовым, передал привет от них. Рассказал также о трудностях в строительстве металлургического завода в Миллерове. Михаил Александрович сказал: «Беда наша, что никак не научимся хозяйничать».


Превозмогая боль, Михаил Александрович стал расспрашивать Н. А. Булавина о делах района. В беседе с ним сказал: «Застоялись на месте, нужен разумный толчок, который бы растормошил людей, побудил на добрые дела».
Из воспоминаний В. Т. Логачева: «Приземлились. Товарищи помогли М. А. выйти из самолета и сесть в машину. Проехав от аэродрома метров 500, Шолохов попросил шофера остановить машину. Снял шапку и обвел взором пушистые сосны и песчаные барханы, которые как бы венцом охватили окраины станицы Вешенской. Смотрел кругом внимательно, с навернувшейся слезинкой на глазах. Он здоровался и вместе с тем прощался с родными местами, с людьми, которые жили в станице.
Насмотревшись, хрипловато кашлянул, покивал головой и, надев шапку, сказал: «Трогай».
Это был его последний рейс из столицы» (Логачев В. Т. Последний рейс из столицы // «Донское слово». 1991, №№ 6—7, 23 мая. С. 9).
По воспоминаниям А. П. Антоновой, состояние здоровья писателя в больнице и санатории улучшалось мало. Консилиум профессоров — В. Г. Попов, Н. Н. Малиновский — рекомендовал продолжить лечение и, соглашаясь с желанием своего пациента о переезде в Вешенскую, советовал обязательное сопровождение врача. Главный врач Ю. Н. Шпаков поручил это А. П. Антоновой.
Лечили Шолохова многие видные профессора, академики. Оперировать Михаила Александровича было нельзя, спасти невозможно. Проводимое лечение, в том числе повторная лучевая терапия, продлили жизнь только на два с лишним года.
М. А. был очень терпелив, мужественно переносил тяжкие страдания. И когда понял, что болезнь неудержимо прогрессирует, — принял твердое решение ехать в Вешенскую. Последнюю неделю в клинике совсем мало спал по ночам, «ушел в себя».
А. П. Антонова: «...Мне, лечащему врачу, он наедине сказал: «...Я принял решение... уехать домой. Прошу отменить все лечение... больше ничего не надо... Передайте это! Попросите сюда Марию Петровну...» И умолк.
Позвали Марию Петровну. Она села рядом с кроватью, близко. Михаил Александрович положил свою ослабевшую руку на ее руку и проговорил — попросил: «Маруся! Поедем домой... Хочу домашней пищи. Покорми меня дома... как прежде...»
Видно было, что Мария Петровна старалась не заплакать, согласно кивнула головой...» (Восп. А. П. Антоновой.)

1984, январь
Из публикации А. В. Калинина в газете «Правда».
«...Незадолго до своей смерти Михаил Александрович передал мне в Вешенской, посоветовав прочесть, «Литературное наследство» с материалами о Бунине и книжку Стивенсона и его жены об их жизни на острове и в океане...»
(«Правда». 1994, 23 мая.)

1984, 27 января
Последний автограф писатель дал московскому врачу-реаниматологу, сопровождавшему его на самолете в Вешенскую: «Юрию Ивановичу с благодарностью за визит в Вешенскую. М. Шолохов. 27.01.84 г.».

1984, 9 февраля
Этим числом датировано письмо М. А. Шолохова В. О. Осипову — о восстановлении в готовящемся к печати романе «Тихий Дон» вычеркнутых фамилий персонажей.
(Осипов В. Тайная жизнь Михаила Шолохова. С. 391.)

1984, январь—февраль
У постели больного дежурили ростовские врачи: Л. Редькина, В. В. Прокопченко, В. Ю. Сомов, С. Г. Зайцев.

1984, 21 февраля, 1 ч. 40 м. ночи
Кончина М. А. Шолохова. Причина смерти — рак гортани, рак легкого IV стадии.

1984, 23 февраля
22—23 февраля были днями прощания с Михаилом Александровичем Шолоховым. Гражданская панихида проходила в холле второго этажа Вешенского Дома культуры. Люди шли сплошным потоком.
В комиссию по организации похорон входили М. В. Зимянин, И. А. Бондаренко, А. А. Епишев, Г. М. Марков, В. Ф. Шауро, Т. Н. Ментенашвили, С. В. Михалков, Ю. В. Бондарев, Ю. Н. Верченко, А. В. Калинин, Н. А. Булавин.
23 февраля состоялись похороны Михаила Александровича Шолохова. Гроб с телом писателя был установлен на орудийный лафет. Траурный кортеж с эскортом военнослужащих Волгоградского военного округа медленно двигался к дому писателя. Провожали его тысячи почитателей его таланта, невзирая на сильный мороз с ветром.
Траурный митинг состоялся на центральной площади станицы.
Могила писателя находится во дворе дома, где он прожил с 1949 по 1984 год. В изголовье могилы — серый монолитный памятник работы скульптора О. В. Комова с высеченным на камне словом — «Шолохов». В любое время года на могиле писателя — живые цветы.
Рядом с могилой писателя в 1992 году похоронили и его верную спутницу жизни, Марию Петровну Шолохову. Через черную стелу у ее могилы скульптор Н. В. Можаев перебросил бронзовую розу — ее любимый цветок.

Хронологическая часть // Михаил Шолохов : Летопись жизни и творчества (Материалы биографии) / сост. Н. Т. Кузнецова. - Москва : Галерия, 2005. - Режим доступа :   http://feb-web.ru/feb/sholokh/shl-abc/0.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий