пятница, 31 октября 2014 г.

Качество обслуживания начинается с квалификации работников!



Жизнь постоянно меняется, предъявляя к библиотекарям новые требования. И, чтобы не «вылететь из обоймы», нужно постоянно учиться. Поэтому работники Библиотеки им. М. А. Шолохова, если предоставляется такая возможность, посещают семинары, тренинги, которые проходят в Волгограде, становятся слушателями курсов повышения квалификации.
Октябрь смело можно назвать «методическим месяцем», потому что на него пришлось два мероприятия, благодаря которым можно было получить новые знания и умения. Учиться и практиковаться отправилась библиограф М. Н. Урусова.
13 октября в Центральной городской библиотеке для работников ВМУК «ЦСГБ» прошёл Методический день «Публичные библиотеки Волгограда: исторические хроники и современное пространство творчества».
После вступления, которое сделала заместитель директора ВМУК «ЦСГБ» Любовь Викторовна Реутова слово получила кандидат исторических наук, зав. отделом редкой и ценной книги научной библиотеки ВГСПУ Елена Викторовна Лихоманова с докладом «Из истории библиотек Волгоградской области: советский период». Её выступление касалось периода 1960-1980-х годов, который, по словам докладчицы, смело можно было бы назвать «золотым веком библиотек» - настолько внимательно относились власти к их нуждам. Елена Викторовна рассказала о совещании библиотекарей Сталинграда, которое прошло 20 января 1960 года. На нём присутствовали не только заведующие библиотеками, но рядовые работники. Протокол совещания занимает свыше 150 страниц. Среди прочего на встрече обсуждалась проблема библиотечного оборудования – стеллажей, полок, каталожных ящиков. Один из выступающих предложил определить предприятие, которое занималось бы выпуском мебели для библиотек. Другие ставили вопрос о комплектовании, отмечая, что в настоящее время библиотечные коллекторы с этой задачей не справляются и библиотекарям приходится самостоятельно обследовать магазины, чтобы найти нужную литературу. По итогам этого совещания 29 января прошло совещание в горкоме КПСС, а 2 февраля уже в обкоме КПСС, касающиеся библиотечного дела. В результате была решена проблема изготовления библиотечной мебели, благодаря тому, что в регионе одно из учреждений обязали заниматься её выпуском. Библиотечные коллекторы в 60-е годы наладили централизованную обработку литературы (расписывали карточки и систематизировали книги). В этот период все финансовые запросы библиотек удовлетворялись полностью, даже, если запрос отсылался в Москву, а не рассматривался в Волгоградской области. Серьёзное отношение к библиотечному делу проявлялось и в том, что за неисполнение решений, касающихся этой сферы, строго наказывали – так, был наказан один из директоров колхозов за то, что не обеспечил вовремя библиотеку стеллажами. Рассматривая тот период, Елена Викторовна затронула тему современной оптимизации системы библиотек Волгограда, приведя пример из прошлого, когда были закрыты детские библиотеки на селе, и за полгода число правонарушений в этих населённых пунктах среди подростков выросло в десять раз. В 80-е годы, изучив материалы, представленные из правоохранительных органов, партийные руководители пришли к выводу, что нужно не сокращать количество библиотек, а, наоборот, расширять их систему.

Участники Методического дня активно обсудили проблемы, которые затронула в своём выступлении Е. В. Лихоманова, вспоминая собственный опыт работы в 1980-е годы и приводя примеры из современной библиотечной практики.
Вторым пунктом программы Методического дня было выступление заведующей Отделом библиотечного маркетинга Лилии Борисовны Пузенцовой на тему «Виртуальная выставка как инструмент лаборатории творчества библиотекаря». Отметив, что с развитием техники и повсеместным развитием Интернета библиотеки оказались в невыгодном положении, поскольку теперь пользователи могут найти многое в Сети, она призвала удивлять читателей и привлекать их внимание к нашим фондам. Одной из приманок должны стать, по её мнению, виртуальные выставки. Специально для Методического дня она разработала методическое пособие, в котором описаны основные сервисы Интернета, благодаря которым можно создавать виртуальные выставки: Popplet, FotoPeach, Quiz, Calameo, Prezi, Zooburst, Dipiti, Playcast. Рассказ о сервисах сопровождался показом электронной презентации, так чтобы можно было понять, как работать с ними. Отдельно (с выходом в Интернет) Лилия Борисовна показала возможности сервиса Dipiti (лента времени), указав на широкий спектр возможностей, которые открываются при его использовании.
Слушатели выразили желание посетить практикум по созданию виртуальных выставок. Л. Б. Пузенцова обещала удовлетворить это пожелание и организовать отдельное обучение, показав технологию создания виртуальной выставки.
Заключало программу встречи выступление главного библиотекаря Отдела обработки и единого фонда ЦБ Ларисы Анатольевны Кузнецовой «Усталая красота редких книг»: принцип формирования коллекции редких изданий ВМУК «ЦСГБ». Приятно было узнать о богатствах книжного фонда нашей системы. Оказывается, и в массовой библиотеке вполне можно найти дореволюционные издания – такие, как «История Смутного времени» Бутурлина (1841 год издания), девятитомная «История России XIX века» (Издательство братьев Гранат, 1903-1911), многотомник «Письма и бумаги Петра Великого» (1871 года издания) и другие. Но к ценным и редким книгам, хранящимся в фондах ВМУК «ЦСГБ», относятся не только дореволюционные издания. Условно к разряду ценных причислены издания, вышедшие до 1960 года. Кроме этого, ценными являются многие краеведческие издания.
В своём выступлении Лариса Анатольевна отметила необходимость выявить все издания, подпадающие под рамки, установленные ВМУК «ЦСГБ», чтобы взять их на особый учёт и контроль. Заведующим филиалами было предложено изучить фонды своих библиотек, чтобы определиться, что из него можно назвать ценным или редким.
Особенно оживлённым и заинтересованным получился диалог между Л. А. Кузнецовой и Е. В. Лихомановой, который обсуждали проблемы хранения и реставрации ценных и редких изданий, отмечая, что в Волгограде нет соответствующих условий для полноценной реставрации дореволюционных изданий, дезинфекции.

24 октября состоялся семинар-тренинг «Сильная команда», который для библиотекарей Волгоградской области и города провели работники центра «САМ» при Волгоградской областной библиотеке для молодёжи.
Программа тренинга органично сочетала теоретические и практические блоки. Участники слушали о принципах формирования сильной команды и выполняли упражнения, полученные от психологов. Тренинг приходил в непринуждённой и дружеской обстановке, которая была создана благодаря ведущим встречи – психологам.
В теоретической части речь шла о признаках сильной команды, о целеполагании, как основной предпосылке для создания сильной команды, о видах команд (театра одного актёра, команда согласия и совет), о роли каждого отдельного работника в коллективе (генератор идей, конструктивный критик, исполнитель и т. д.), о причинах возникновения конфликтов и способах их сглаживания. Участникам задавались вопросы, на которые нужно было ответить: «Какие причины чаще всего лежат в основе конфликтов? Как вы решаете их? Как вы думаете, к какому виду команд можно отнести ваш коллектив? Узнали ли вы роль, которую играете в своём коллективе?»
Наиболее интересной частью, по мнению участников тренинга, была психологическая или практическая, которая напоминала командные соревнования, за исключением того момента, что команды образовывались произвольно для каждого нового задания. В ходе выполнения этих заданий участники тренировались в умении выстраивать отношения в команде, то принимая на себя, то уступая другому роль лидера.
На первом этапе каждый получил бейджик и маркер для того, чтобы написать на бейджике своё имя на время встречи. Далее присутствующих разделили на пары и дали задание взять друг у друга интервью. По итогам интервью нужно было встать за спиной собеседника и рассказать о нём от первого лица.
Далее задания чередовались, а аудитория разбивалась по парам, по тройкам, надвое «вертикально» и «горизонтально». Происходило постоянное перемешивание людей, которым нужно было моментально сориентироваться и распределить роли в команде. Задания принимались «игроками» позитивно и с юмором. Участникам пришлось выступить в роли «японца» и «русского», чтобы показать, как можно отказать в чём-либо, ни разу не сказав слова «нет». По результатам этого задания общее мнение зала выглядело следующим образом: «Мы – люди русские, нам лучше сразу сказать «нет», и мы не будем больше надоедать. А «японец» раза два так откажет, и с ним никто дела иметь не будет!» Были и более активные, двигательные задания – найти факты, которые объединяют членов команд; построение круга, квадрата и треугольника командой с закрытыми глазами; завязывание узла командой, каждый член которой держится хотя бы одной рукой за верёвку; «мозговой штурм» и выбор лидера при определении качеств, необходимых для выполнения этой роли.
Напоследок психологи оставили самые интересные задания: лидеры команд должны были продемонстрировать готовность доверять своим командам, проходя вслепую через «лабиринт»; распределение ролей «игроков», которые попали на необитаемый остров. К последнему заданию команды подошли творчески и с изрядной долей юмора, назвав свои острова «Остров Везения» (девиз «Что бы мы ни делали, нам всегда везёт!») и «Остров Наваждения» (девиз «Сон хорошо, а явь – лучше!»). Соответственно названиям, каждая команда описала в своём проекте то, чем бы она занималась на острове. Аборигены «Острова Везения», как настоящие библиотечные работники, позаботились не только о пище, но и о душе, постаравшись спасти с тонущего корабля книги, поэтому построили на острове библиотеку, писали книги и стихи на пальмовых ветках и устраивали поэтические вечера. Аборигенам «Острова Наваждения» повезло меньше, поэтому им больше пришлось заботиться о пропитании.
По окончании тренинга прошёл опрос участников о необходимости и пользе полученных на нём знаний. Все отметили, что самую большую пользу получили от «игровой» части, и «присмотрели» для себя задания из неё для применения в своих массовых мероприятиях. Каждый участник получил небольшой опросный лист для заполнения, который заполнил и сдал по окончании встречи.

О результатах участия в двух учебно-методических мероприятиях библиограф М. Н. Урусова отчиталась 30 октября в библиотеке-филиале № 17 им. М. А. Шолохова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий