четверг, 20 февраля 2014 г.

Донской казачий костюм



  Представляем вашему вниманию выдержки из "конспекта", который был составлен при изучении книги А. Н. Логинова "Костюм донского казачества в XVI-XIX веках".

Логинов, А. Н. Костюм донского казачества в XVI-XIX веках / А. Н. Логинов. – Волгоград : Принт Терра, 2008. – 192 с., 40 с. цв. ил.

Костюм донского казачества формировался веками и претерпевал изменения. Многое заимствовалось у соседних народов или у побеждённых врагов в качестве трофея.
В XVI веке костюм донских казаков носил восточный отпечаток – последствия многолетней борьбы с хазарами, татарами, турками. Все платья были ярких цветов из сукна, бархата, шёлка, расшитые галунами и позументами. Казаки любили блеснуть необыкновенной пышностью в одежде. Они носили бархатные и камлотовые кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями. Одним из развлечений у казаков того времени было что-то вроде модных дефиле – они с удовольствием демонстрировали наряды из своего гардероба. Не отставали и казачки. Даже простые (не богатые) казачки щеголяли зимой в шелковых платьях и бархатных шубах, опушенных мехом, летом ходили в кисее и бареже. Ситец использовался только для ношения дома. 

В 1769 году при Екатерине II была введена военная форма, которая некоторыми исследователями начала рассматриваться как национальная казачья мужская одежда. В дальнейшем форма изменялась многократно - по велению свыше, то есть сам народ в моделировании фасонов участия не принимал.
В конце XVII - начале XVIII века сложился традиционный тип мужского костюма, обязательной принадлежностью которой являлся зипун. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались «походами за зипунами». С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги. Походная одежда казака состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя подпоясанного ремнём, широких шаровар, убранных в голенища сапог и шапки из овчины.
Всю мужскую одежду можно разделить на служебную, военную и домашнюю. Служебная состояла из мундира или чекменя синего сукна, с красными выпушками фуражки и папахи с красным верхом и военной синей шинели.
Обязательную военную форму казаки должны были приобретать на свои средства и донашивали её дома после окончания службы. Домашняя одежда напоминала военную, но она была однобортная и отличалась по материалу. Чекмени черкесиновые или нанковые. Шарованы без лампас. Белые холстовые рубахи (без ластовиц) и такие же портки. Фуражка в быту носилась военная.
Женский костюм – это целый мир. Долгое время женщины-казачки сохраняли те костюмы, которые носили их прабабки – крестьянки из разных местностей России и Украины. Были распространены разные вариации женского костюма. Например, одежда казачки, жившей в Верховьях Дона в начале XVIII века, состояла из рубахи, балахона, завески, пояса и мутозиков. Подол, ворот и рукава украшались вышивкой, выделялись цветом, которые выполняли роль оберега и должны были защитить человека от порчи и сглаза. Поверх рубахи надевался балахон, представлявший верхнюю распашную одежду на подкладке, сшитый из яркой полосатой шёлковой ткани. Сверху балахона надевалась завеска. Дополнительным украшением были пояс и мутозик. В холодное время поверх балахона носили куфаенки или сарафаны.
На Нижнем и Среднем Дону носили костюм, основой которого был кубелёк.
Кубелёк – женское платье, напоминающее по форме татарский камзол. Под низ надевалась рубаха, шитая из тонкого полотна, шёлка, ворот, рукава и подол которой выглядывали из-под кубелька. При выходе из дома поверх кубелька надевался каврак (кафтан), который застёгивался на груди. Со временем среди казачек сложилось несколько различных комплексов одежды. Наши землячки-казачки прошлого носили три варианта таких комплексов. Жительницы Усть-Медведицкого округа (Серафимовичский район) ходили в туникообразной рубашке и сукмане (сарафане), на Нижнем Дону – в традиционных кубельках, и в городах – в рубашке на кокетке, юбке и кофте. Те костюмы, которые мы видим на артистах в наше время, – это городской комплекс одежды XIX века.

Зимой казаки носили шубы и тулупы. Традиционная донская шуба шилась из меха лисы, куницы, а сверху покрывалась парчой и бархатом. Её длина доходила до пят. Она была без застёжки, с удлинёнными рукавами. Любимыми цветами донских казаков были красный и синий.


Европейские моды стали распространяться на территории Войска Донского после Отечественной войны 1812 года. Мужчины одеваются во фрачные костюмы, которые не всегда одобряются. Например, известна история, когда Платов, заметив на улицах Новочеркасска двух франтов-студентов Харьковского университета, приказал им переодеться в казачью одежду. Поменялся и наряд женщин – они также начали носить европейское платье. Но и это не приветствовалось. По воспоминаниям личного врача императора Александра I, тот, заметив на улицах казачек в европейском платье, приказал «барону Дибичу купить дорогих шелковых и парчовых материй для подарка донским дамам, с тем, чтобы они непременно носили своё национальное платье, т. е. кубельки и казацкие головные уборы». Простые казачки сохраняли особенности своей одежды вплоть до первой четверти ХХ века.

Головные уборы в жизни казаков играли немалую роль. Сбить с казака головной убор – означало оскорбить его. Существовало множество обычаев, связанных с ними. Например, в случае гибели казака его фуражку клали на полку перед иконой, показывая, что в доме нет хозяина и судьба его семьи – в руках Бога и христиан. 

Голову казака украшали шапки разных видов. Обычная казачья шапка была островерхой, «по форме схожей с головой сахара» (похожа на монашескую). Шапки-трухменки были высокими и шились из шкуры барашка мехом наружу. Почти так же выглядела папаха – с одним отличием – у неё верх был суконным. Кроме этого носили казаки кабардинки, треухи (меховые шапки с наушниками) и башлыки. Фуражка вошла в обиход казачества последней и поначалу была атрибутом военной формы. Кроме шапок казаки носили ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы. Этот вид головного убора надевался только на рыбалку. Головы женщин украшали: платки – преимущественно красного с белым цвета; высокие парчовые повойники, поверх которых повязывался платок (к нему в декоративных целях прикреплялись цветы или страусиные перья); шлычка (колпачок для волос); колотовочка (платочек, закрывавший до половины лоб, виски и уши); большая шерстяная шаль с бахромой и набивным турецким рисунком. Женские головные уборы почти никогда не носились отдельно – всегда в комплекте. Поверх шлычки накидывалась колотовочка, а поверх колотовочки шаль. Кроме платков замужние казачки в некоторых местностях носили ещё и кички. Кое-где эти кички были «рогатыми».

Одежда казаков была разнообразной по покрою, материалам и названиям. Основная её часть носилась и мужчинами, и женщинами одинаково, хотя были и исключения. Например, бешмет – только мужская одежда, а кубелёк – исключительно женская.
Одно перечисление названий предметов одежды, достойно уважения – бешмет, зипун, кафтан, чекмень, чапан, казакин, черкеска, епанча, бурка, шуба, тулуп и так далее.


Эту и другие книги по материальной и духовной культуре казачества вы можете найти в нашей библиотеке.
Наш адрес: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий