пятница, 14 февраля 2014 г.

И взрослых, как детей, к себе манит казачий быт!



Комната казачьего быта, как мы уже писали, пользуется большой популярностью. Приходят сюда не только школьники, но и взрослые люди – когда с детьми, а когда и без.
12 февраля к нам на экскурс «Сыны степей донских» прибыли не совсем обычные посетители – ветераны педагогического труда школ Кировского района. Идея посетить нашу Комнату казачьего быта у ветеранов появилась после вечера памяти "Трагедия казачества", посвящённого жертвам политики расказачивания.
Экскурсоводом для группы бывших педагогов стала Наиля Сабитовна Якимович, которая рассказала о богатстве народных традиций, обрядов и промыслов, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение, показала экспонаты Комнаты казачьего быта.
С интересом слушали ветераны об охоте и рыболовстве, которыми промышляли казаки Дона, о «гулебщиках» (казаках, занимавшихся угоном скота у соседних народов), о необычном жилище казаков, называемом куренём, о женских и мужских казачьих костюмах, о песнях и сказках донских казаков. Но основное внимание Н. С. Якимович, конечно, уделила внутреннему убранству казачьих куреней.
Нашу музейную экспозицию иногда называют «Казачья горница». Но это не совсем верное название – в ней сочетаются элементы разных внутренних помещений куреня.

В однокомнатном курене в центре стояла печь. Пространство возле неё огораживали занавеской или перегородкой (заборкой), образуя кухню (стряпушку, стряпку). Впоследствии такими же загородками отделяли спаленку и прихожку. 
В  XIX веке даже самые бедные семьи строили дом с двумя комнатами. Признаком зажиточности считался дом в четыре комнаты. Первая от входа комната служила кухней и столовой, за ней шла общая спальная – здесь спали все члены семьи, кроме хозяина и хозяйки, у которых была своя комната. Ещё одна комната была не жилой и называлась залик. Здесь принимали гостей и священника.
В кухне, помимо печи для выпечки хлеба, устраивалась плита. Количество утвари на полках, по сравнению с жилищем крестьянским, поражало своим обилием – медные кастрюли и чугунки, горшки и глечики, чашки, металлические и деревянные ложки, ножи и вилки, старинные медные вёдра-казаны, медные объёмистые кубы для воды, медные кружки, самовар или кофейник.
В парадной спальне стояла кровать с кучей пуховиков, подушек и одеял, из которых одно непременно должно было быть сшито из разноцветных, симметрично сложенных кусочков ситца.
В залике в красном углу стояли иконы в киотах, на стенах были картины с изображением святых или мирских (например, портреты царя). Стол стоял в переднем углу и всегда был накрыт чистой скатертью, от стола вдоль стен в одну и другую сторону шли лавки, а у богатых казаков – стулья. В левом углу от двери стоял поставец или шкаф с посудой. Здесь же хранились сундуки, которые у зажиточных казаков были покрыты коврами. На стенах иногда развешивалось казачье оружие – винтовка, шашка, пистолет и т. д. Обязательным предметом интерьера залика было зеркало. Заботливая хозяйка следила за чистотой в залике и парадной спальне.

Ветераны внимательно слушали экскурсовода, с уважением рассматривали фотографии из семейных архивов, просили рассказать подробнее о том или ином экспонате музейной комнаты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий