четверг, 13 февраля 2014 г.

Иван Андреевич Крылов. У истоков российской национальной библиографии



245 лет назад появился на свет великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. 
Знакомство с его биографией вызывает смешанное чувство недоумения и восторга. Родившись в небогатой семье, рано потерявший отца, казалось бы, он имел немного шансов на процветание. Но его упорство, неугомонность в конце концов привели Крылова к славе, известности и обеспеченной жизни.Этот человек «сам сделал себя», как говорят американцы.
Если верить биографам, «трудовую деятельность» Иван Андреевич начал в 8 лет – именно тогда он был записан на должность подканцеляриста Калязинского нижнего земского суда. Естественно, мальчику не поручали никаких дел – он просто числился в штате суда… Когда Крылову исполнилось 9 лет, не стало отца. Через пять лет семья уехала в Санкт-Петербург, где юный Крылов поступает на службу в петербургскую казённую палату.
Первое литературное произведение – опера «Кофейница» - была написана им в пятнадцатилетнем возрасте. И с этого момента начинается цепь невероятных событий! Иван Андреевич относит своё творение к книгоиздателю и книготорговцу Брейткопфу. Тот знакомится с оперой и платит автору 60 рублей за труды, но… купленное произведение не печатает. Через год Крылов пишет трагедию «Клеопатра» и отправляется к известному актёру Дмитриевскому. Тот знакомится с произведением, критикует его, но поощряет к дальнейшим трудам. С 1784 по 1788 годы Крылов с завидным упорством пишет пьесы, показывает их театральным деятелям, и… остаётся ни с чем, но в хороших отношениях со многими. Несмотря на неудачи в области драматургии, он хорошо известен в театральных кругах.

В 1789 году Крылов начинает печатать «Почту духов». Читает её всего 80 человек, выходит она всего 8 месяцев… Кто в наше время обратил бы внимание на скромненький журнальчик? Но в XVIII веке, да из-под пера Крылова… выходила такая сатира на российскую действительность, что журнал заметили! В результате его редактору – двадцатилетнему Крылову -предложили совершить заграничное турне за счёт государственной казны. Несмотря на то, что щедрость готова была проявить лично Екатерина II, юноша отказался...
Не будем перечислять все удивительные моменты из жизни баснописца. Скажем только, что «свою нишу в литературе» он нашёл к 36 годам, будучи уже довольно известным человеком в литературных и театральных кругах. Наверное, как и многим другим известным писателям и поэтам, таланту Крылова нужно было «вызреть», «перебродить», чтобы выйти на свет божий и заиграть всеми красками на радость людям, и стать афористичным.
Сегодня хотелось бы напомнить о деятельности Ивана Андреевича на посту сначала помощника библиотекаря, а затем и библиотекаря Императорской публичной библиотеки. В этой сфере он прослужил 13 лет! К сожалению, большая часть биографов обходит стороной роль Ивана Андреевича Крылова в становлении национальной российской библиографии…


Главнейшей задачей Публичной библиотеки в 1 четверти XIX века было создание русского фонда. 10 октября 1811 года Александр I утвердил составленное А. Н. Олениным «Положение об управлении Императорской Публичной библиотекой», которое предусматривало обязательную присылку в Библиотеку двух обязательных экземпляров печатных изданий от каждого типографа. Книгоиздатели не всегда соблюдали это положение, поэтому в дело вмешивался Иван Андреевич Крылов. Во многом именно благодаря его усилиям был создан Фонд русской книги. Он следил за объявлениями о выходе новых книг и писал письма в типографии, прося выслать положенные два экземпляра. Если переписка не приводила к должному результату, тучный и отдышливый Крылов шёл к издателям лично. Нередко он обращался к самим авторам с просьбой жертвовать книги в библиотеку. Он внимательно следил за каталогами книготорговцев и «отлавливал» поступающие к ним старинные книги из частных коллекций. Как и в наши дни, денег на комплектование отводилось недостаточно, и баснописец занимался изысканием средств на приобретение старинной литературы – фандрайзингом, если говорить по-современному. С подачи А. Н. Оленина Крылов становится членом временного комитета по сдаче торговых помещений Библиотеки в аренду, чтобы иметь возможность получать из этого источника средства на приобретение старинной литературы. Благодаря успешной деятельности И.А. Крылова фонд Русского отделения уже в 1836 году составил 20 тыс. книг, а в 1843 – около 30 тыс., не считая 10 тыс. бесплатных экземпляров. 
Велика роль Ивана Андреевича и в каталогизации. Он лично расписывал обязательные экземпляры на карточках. Потом эти сведения переносились писцами в каталожные книги. После смерти первого «национального» русского библиографа В. С. Сопикова Крылов оставался единственные работником Русского отдела библиотеки. Иногда к нему присоединялись ещё два литератора – Михаил Загоскин и Антон Дельвиг – для того, чтобы составить каталоги… Затем Крылов нашёл себе постоянного помощника – И. П. Быстрова, который под руководством баснописца составил систематические реестры книг «для удобнейшего и скорейшего приискивания их по требованиям посетителей». Сам же поэт стал автором «Библиографических алфавитных указателей, составленных Иваном Андреевичем Крыловым, библиотекарем Императорской Публичной библиотеки», в который вошло около 3 тысяч названий по философии, праву, естественным наукам, художественной литературе; «Каталога Российским книгам в Императорской Публичной библиотеке находящимся»; 2 томов систематического каталога и других библиографических работ. Кроме того, за время пребывания в библиотеке он выполнял по заданию А.Н. Оленина ряд специальных заданий. Он был, например, членом комиссии по составлению славяно-русского словаря, писал записи о принципах каталогизации книг, входил в состав хозяйственного комитета, готовил всевозможные библиографические материалы. И это – далеко не полный перечень сделанного поэтом на библиотечном поприще! Вклад Ивана Андреевича Крылова в развитие библиотечной и библиографической науки – неоценим. Но как редко мы вспоминаем об этом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий