четверг, 22 августа 2013 г.

Несколько книг о Шолохове




Михаил Александрович Шолохов - человек-легенда. Вся его жизнь – непрерывная цепь уникальных и загадочных событий, которая вызывает у исследователей сомнение в самом существовании такого человека. По мнению отдельных литературоведов, на момент написания романа-эпопеи «Тихий Дон» его автор был слишком молод, чтобы «так писать». Ещё при жизни писателя проводилось несколько экспертиз для установления авторства этой книги. И, несмотря на то, что все они опровергали выпады противников Шолохова, споры не утихают до сих пор. В «авторы» великого романа записывают по очереди то одного, то другого современника Михаила Александровича: Федора Крюкова, Александра Серафимовича, группу донских авторов… двоюродного брата писателя, который был старше на 14 лет и мог воспользоваться именем погибшего родственника.
Вызывают сомнения и отношения Шолохова со Сталиным (тиран одобрил первый роман Шолохова и даже поддержал публикацию третьей части, несмотря на то, что «Тихий Дон» считался антиреволюционным и «белогвардейским», и долгое время «опекал» писателя). Не менее странным кажется положение Шолохова в СССР, когда он один-единственный на всю страну имел право получить любую сумму в любой сберегательной кассе (зарубежные публикации Шолохова приносили государству астрономический доход), и пользовался этим для того, чтобы оказывать помощь людям… По сути дела, Шолохов был «советским миллионером».
В рамках одного поста в блоге невозможно рассказать даже о десятой доле интересных фактов из жизни «казачьего бытописца», об оценке его творчества современниками и потомками. Но об этом можно узнать из биографических книг, мемуаров современников Шолохова и исследовательских публикаций по творчеству писателя.
Поговорим о некоторых из них.

Осипов, В. О. Шолохов [Текст] / В. О. Осипов . - М. : Мол. гвардия, 2005. - 628 с. : ил. - (Жизнь замечательных людей; Серия биографий; Вып. 939).
Валентин Осипович Осипов был знаком с Шолоховым более 20 лет, и его книга охватывает весь период жизни автора. Остановлюсь всего на двух эпизодах, описанных в ней.
Шолохов обозначил в своей автобиографии: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами. Все шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплетах, но за нынешними днями всё это забывается». Что это были за «переплёты»? Однажды Шолохов попал в плен к самому батьке Махно, и был приговорён к расстрелу. Но благодаря пожилой казачке избежал смерти – она уговорила Махно отпустить мальца. В другой раз, не сразу поняв обстановку, въехал в станицу на телеге и прогнал коней на рысях мимо окон хаты, где сидели бандиты. Только чудом его не заметили. В то время ему было 15-17 лет, а за плечами его уже была работа в хуторе Латышеве в роли учителя – он принимал участие в ликвидации безграмотности (ученики были старше учителя на несколько десятков лет). Если учесть это, можно понять, что взрослеть автор начал рано, и вполне мог к 21 году накопить полезный жизненный опыт, который позволил ему написать роман-эпопею.

Второй эпизод, который привлёк моё внимание, относится к публикации последнего произведения Михаила Шолохова – «Они сражались за Родину». Известно, что этот роман, который по своему содержанию связан с нашей областью, не был дописан. Огнев объясняет, почему так получилось. Первые главы романа были напечатаны в «Правде» ещё в 1944-1945 году. Работа над ним продолжалась и после войны. В 1968 году Шолохов отправил очередные главы в «Правду», но там публикацию притормозили. Дальше была долгая переписка с Брежневым, который не в пример Сталину, к писателю относился не очень хорошо. Большого труда стоило Шолохову «пробить» публикацию. Но, когда вышла газета, писатель не узнал своего текста – его «покорежили» редакторы, сославшись на то, что «не время писать такое, не всем это надо знать и т. д.». Творческие люди – ранимые натуры. После этого на душе у Шолохова остался горький осадок, с которым автор не смог справиться, и полноценная книга из-под его пера так и не вышла. Те главы «Они сражались за Родину», которые сейчас известны всему миру – не шолоховский, а «редакторский» текст.
О времени проживания Шолохова с семьёй в эвакуации в период Великой Отечественной войны на территории Волгоградской области рассказывает сборник «Михаил Шолохов в Николаевске»[1] и монография Евгения Малюты «Волжский утёс Шолохова»[2].
Первая из названных книг включает в себя воспоминания жителей Николаевска, которые в тот период общались непосредственно с Шолоховым или с его семьёй, очерки, посвящённые творчеству Михаила Александровича и документы того периода, связанные с именем писателя. Во вторую вошли не только воспоминания, но и критические статьи о произведениях писателя, которые появились на свет в период эвакуации в Николаевск.
Надо сказать, что военная биография Шолохова была довольно бурной. Как фронтовой корреспондент «Правды», он ездил по фронтам Великой Отечественной, общался с воинами. Судя по переписке Шолохова с Маленковым, у писателя был автомат, который он брал с собой, отправляясь на передовую. По свидетельствам очевидцев Михаил Александрович был в группе писателей и корреспондентов, которые в октябре-ноябре 1942 года предприняли опасный поход в окопы защитников Сталинграда. Добираться туда пришлось ползком. В другой раз самолёт, на котором летел Шолохов, разбился, и в живых из 10 пассажиров остались только двое – пилот и писатель. Проведя в госпитале неделю, Шолохов вернулся к семье в Николаевск. Он всегда возвращался сюда после сложных ком
андировок. По воспоминаниям жителей волжского городка, он был прост в обращении и со многими успел подружиться. Одноклассник его дочери Светланы, который позже стал известным волгоградским поэтом, Александр Красильников в своём дневнике описывал, как он с друзьями пришёл к писателю, чтобы показать ему свои стихи и прозу. И Шолохов, ознакомившись с произведениями мальчишек, долго беседовал с ними о литературе, давал советы – как надо писать.

Книги Сергея Семанова «Тихий Дон»: «белый пятна». Подлинная история главной книги ХХ века»[3] и Сергея Корягина «Тихий Дон: «черные пятна». Как уродовали историю казачества»[4] показывают многообразие подходов к оценке главной книги Шолохова.
Сергей Семанов рассматривает историю написания эпопеи, которая «прорвалась» к читателю в очень сложное время. После появления в январе 1919 года декрета «О расказачивании», предписывавшего жестокий террор по отношению к казакам, тема эта стала запретной. Тем не менее, Шолохов не только написал, но и опубликовал «крамольный» роман. Автор монографии благожелательно относится к эпопее, считает, что писатель позволил получить достоверные сведения о быте казачества, его традициях, обычаях, фольклоре. Он рассматривает систему образов романа, останавливается на перечислении преград, которые удалось преодолеть Шолохову для публикации «Тихого Дона». Особое место в книге Семанова занимают взаимоотношения Шолохова и Сталина – им посвящена отдельная глава. Есть в книге и отдельные моменты, которые говорят о нашем крае, о наших земляках. Они связаны с периодом гражданской войны и описанием реальных исторических лиц - наших земляков (например, Подтелкова и Кривошлыкова).
Сергей Корякин настроен негативно по отношению к творчеству Шолохова. Он считает, что «в романе всё переставлено с ног на голову», а казачество показано «в столь неприглядном виде, что современное представление о Шолохове, как гордости донских казаков можно рассматривать как дурной анекдот». Уже с первых страниц своей монографии про «чёрные пятна» «Тихого Дона» он отмечает исторические «неточности» в отражении образа георгиевского кавалера Козьмы Крючкова. Подвиг этого человека низведён до ранга бессмысленной стычки. И таких моментов Корякин отмечает множество. Последние страницы монографии посвящены «модной» теме установления авторства эпопеи. И снова рассматриваются образы Подтёлкова и Кривошлыкова, приводятся реальные факты из их биографий в сравнении с описаниями из романа.

Экранизации главного романа Шолохова посвящена книга Вячеслава Родионова «Громкое дело Тихого Дона».[5]

Основное внимание автор уделяет личности режиссёра фильма Сергея Герасимова, работе актёров над ролью. В подробностях описаны образы не только главных, но и второстепенных героев романа, приводятся исторические экскурсы в период Первой мировой и Гражданской войн. Есть в книге и страницы, посвящённые Михаилу Шолохову, который принимал непосредственное участие в подборе актёров, давал им ценные советы, знакомил с бытом казачества. Отношения двух гениев – писателя и режиссёра – складывались не всегда гладко, что закономерно, потому что перевести на кинематографический язык литературное произведение, не исказив его, невозможно. В то же время для экранизации необходимо глубинное понимание текста произведения. Именно этим занимается на протяжении всей книги её автор, который на съёмках фильма был ассистентом оператора и, естественно, находился в гуще творческого процесса, мог общаться с актёрам в момент их «поисков образа».


Я представила несколько книг из фондов нашей библиотеки, которые посвящены личности или произведениям Михаила Александровича Шолохова.
Если вас заинтересовала биография писателя, если вы хотите узнать больше о проблеме авторства «Тихого Дона», ознакомиться с исследовательскими работами по другим произведениям Шолохова, обращайтесь в нашу библиотеку. И мы предоставим вам богатый подбор книг, журнальных и газетных публикаций. Помимо этого к вашим услугам - выпуски «Вёшенского вестника» (сборника статей и документов), который выпускает Государственный музей-заповедник им. М. А. Шолохова, а также несколько папок-досье.



[1] Михаил Шолохов в Николаевске [Текст] : воспоминания, документы, очерки / авт.-сост. М. Ф. Тупиков. - 2-е изд., доп. и перераб. - Волгоград : Издатель, 2008. - 246 с. : ил.

[2] Малюта, Е. Волжский утёс Шолохова / Евгений Малюта. – М. : НТБ Энергия, 2007. – 560 с.
[3] Семанов, С. Н. Тихий Дон : « белые пятна» [Текст] : подлинная история гл. книги 20 века / С. Н. Семанов. - М. : Яуза : ЭКСМО, 2006. - 415 с. - (Наш сериал).

[4] Корягин, С. Тихий Дон : « черные пятна « [Текст] : как уродовали историю казачества / С. Корягин. - М. : Яуза : ЭКСМО, 2006. - 511 с. - (Тихий Дон).

[5] Родионов, В. Громкое дело Тихого Дона [Текст] / В. Родионов. - М. : Алгоритм, 2007. - 366 с. : ил. - (Тихий Дон).




Комментариев нет:

Отправить комментарий